Симбир — модель вседорожника, выпускавшегося на Ульяновским автозаводе в 2000—2005 гг.
Впоследствии на конвейере его заменил УАЗ Патриот — аналогичная модель, унаследовавшая кузов и принципиальные технические решения, в том числе мосты типа «Спайсер», пяти- или девятиместное исполнение салона и двигатели Заволжского моторного завода.
Предок Патриота хоть и выглядит грубее, но облик его кажется гармоничным — перед нами обычный мужественный джип с «обтесанными» формами, простыми прямоугольными фарами, вертикальной радиаторной решеткой и небольших размеров бампером, из-под которого выглядывают узлы шасси.
В свою очередь УАЗ Симбир 3162 является наследником модели УАЗ-3160 и представляет собой ее удлиненную версию.
За годы выпуска постоянно совершенствовались силовые агрегаты, поэтому не удивительно, что существует множество модификаций «60»-х и «62»-х УАЗов, под капотом которых можно встретить бензиновые или дизельные двигатели объемом от 2,2 до 2,9 л и мощностью от 96 до 132 л.с.
Неизменным оставалось одно — полный привод с ручным подключением переднего моста и механическая коробка передач.
Короткобазный УАЗ 3160 можно считать первым представителем новой волны УАЗов.
Работы над машиной начались еще в 80-е годы, а в начале 90-х появились первые образцы, которые можно было демонстрировать публике.
Автомобиль получил модернизированное рамное шасси предшественника (УАЗ-3153) и полностью новый цельнометаллический кузов.
Новинкой также стал салон, приближенный по уровню комфорта к легковым автомобилям, чем не могли похвастать прежние УАЗики.
Например, кресла здесь оснащены подголовниками, водительское — с увеличенным диапазоном регулировок, включая даже поясничный подпор.
Обычная «легковая» передняя панель хоть и является наследием 70-х—80-х, но значительно более удобная и функциональная, чем у любого УАЗа прежних лет.
В 2000 году появился первый серийный УАЗ-3162 Симбир с увеличенной базой и модернизированным шасси, а также мостами «Спайсер».
Совершенствование машины продолжалось, и более-менее законченный вид она получила в облике УАЗ Симбир образца 2004 года, представленного в комплектациях Стандарт (31622-70) и Комфорт (31622-100).
В стандартную комплектацию включены противотуманные фары, многофункциональные подрулевые переключатели, электрообогрев и стеклоочиститель стекла задней двери, центральный замок, аудиоподготовка.
Комплектация Комфорт предлагает более современную приборную панель, а также полный электропакет (регулировка и подогрев боковых зеркал, привод люка, электростеклоподъемники передних дверей).
Первоначально УАЗ 3160 и УАЗ 3162 оснащали карбюраторными двигателями 421.10 (2,9 л, 115 л.с.) производства УМЗ и ЗМЗ, затем под капотом появились более современные моторы с распределенным впрыском 4213.10 (2,9 л, 104 л.с.).
Еще больше мощности — в модификациях с 2,7-литровыми двигателями ЗМЗ-409.10 и ЗМЗ-4092.10 (128 и 132 л.с.).
Если говорить о дизельных версиях, то первым появился вариант с итальянским дизелем VM-425, который «прописался» в модели УАЗ-31604: прямой впрыск, рабочий объем 2,5 литра, мощность 103 л.с.
(при 4200 об/мин) и внушительный крутящий момент 235 Нм (при 2000 об/мин).
Чуть скромнее показатели у собственного турбодизеля ЗМЗ-5143.10 — 96-98 л.с.
и 216 Нм крутящего момента.
Если говорить о расходе топлива, то УАЗ не жалуется на отсутствие аппетита — только заявленный расход в загородном цикле составляет 12,5 л/100 км у карбюраторных моторов и 10,4-10,7 л/100 км у впрысковых.
У дизельных пониже — в смешанном цикле заявлены 8,2-13,5 л/100 км.
Внедорожник комплектуется двумя баками, которые вмещают 85-90 литров топлива.
УАЗ 3160/3162 имеет зависимую подвеску и спереди, и сзади.
Впереди — пружинная подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости.
Задний мост — на двух продольных полуэллиптических малолистовых рессорах.
Рулевое управление автомобиля — типа «винт-шариковая гайка» с гидроусилителем и регулируемой рулевой колонкой.
Привод — постоянный задний, с жестко подключаемым передним мостом.
Раздаточная коробка 2-ступенчатая с понижающей передачей.
На 3160 появились новые мосты типа «Спайсер» с неразъемным картером и муфтами быстрого подключения полуосей переднего моста.
Конструкцию тормозов доводили совместно со специалистами фирмы «Лукас» — спереди дисковые вентилируемые тормоза с двухпоршневыми суппортами, сзади барабанные с автоматической регулировкой зазора.
Вместительное багажное отделение имеет объем 630 литров у короткобазной (2400 мм) 7-местной версии и 1520 литров у машин с базой 2760 мм и 9-местным салоном.
При максимальной загрузке полезный объем увеличивается до 2833 и 3490 литров соответственно.
Хотя показатели безопасности данных моделей УАЗ далеки от современных стандартов, все же модернизация сделала автомобиль немного лучше и в этом плане.
Например, благодаря промежуточному карданному валу в рулевом управлении и шлицевому соединению руль здесь травмобезопасен.
Компактная пружинная передняя подвеска позволила сделать лонжероны в передней части рамы энергопоглощающими.
Автомобиль получил трехточечные ремни безопасности инерционного типа, дополнительный стоп-сигнал.
УАЗ 3160 и созданный на его основе 3162 Симбир — это выбор для тех, кому нужен серьезный внедорожник, практичный, ремонтопригодный, пусть даже и архаичной конструкции.
Большего интереса в плане комплектации заслуживает УАЗ Симбир последних лет выпуска (2003-2005), особенно в комплектации Комфорт.
Эти машины имеют меньше отличий от первых Патриотов (если не считать экстерьера и некоторых деталей в интерьере) и даже на DROM.RU нередко их владельцы выставляют объявления в разделе «Патриот».
В целом при покупке большее значение имеют не столько годы выпуска машины, сколько цена и уровень технического состояния, а также требуемые вложения.